Государственная программа РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы»

dostupnaya-sreda(1)

  • Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2015 года.
  • Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»  Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
  • Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы
    • 45% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур должны стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности;
    • 20% образовательных учреждений должны стать полностью оборудованы для обучения инвалидов;
    • 90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов.
  • Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
  • Эта программа распространяется и на учреждения образования

Инклюзивное образование отражено в  Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Программа «Доступная среда»  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы: 

  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Информация по школе: 

В 2015 году школа является участницей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

В ходе капитального ремонта общеобразовательной организации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды для обучения детей-инвалидов: расширение дверных проёмов, демонтаж дверных порогов, замена напольных покрытий, установка пандусов, поручней, кнопок вызова, ремонт санитарно-гигиенических комнат и др.

Объём средств на реализацию вышеуказанных мероприятий составил 1 192 600 рублей. Средства федерального бюджета — 834 820 рублей, средства районного бюджета – 357 780 рублей.

На приобретение оборудования потрачено 232 290 рублей, на проведение ремонтно-строительных работ – 960 310 рублей.

Нормативные документы:

  • Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Государственная программа РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2181-р
  • Муниципальная программа «Развитие образования Воротынского района Нижегородской области на 2015-2017 годы», утвержденная постановлением администрации Воротынского муниципального района от 01.04.2015 №91

ПЕРЕЧЕНЬ оборудования по программе «Доступная среда»:

  • Комплекс оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции:
    1. звуки природы для релаксации ( DVD- диски);
    2. успокаивающая музыка ( DVD- диски);
    3. мячи гимнастические Larsen;
    4. сенсорное кресло;
    5. сухой душ;
    6. световой модуль с песком для рисования;
    7. лабиринты, мозаики, пазлы
  • Комплект индивидуальной учебной мебели (3 комплекта)

В  школе  смонтированы широкие входные двери, на входе в школу сделан пандус, расширены дверные проёмы в школьное помещение, установлены беспроводные кнопки вызова на улице

Оборудовано санитарно-гигиеническое помещение, установлена беспроводная кнопка в туалетной комнате

Смонтированы широкие входные двери в школьную столовую, спортивный и актовый залы школы, в медицинский кабинет, библиотеку, кабинеты трудового обучения

К началу 2017-2018 учебного года пополнилась новым оборудованием сенсорная комната:

  1. стенка для лазания
  2. бассейн с шариками
  3. тактильная дорожка
  4. панно  « Бесконечность»
  5. стол с песком
  6. сухой дождь
  7. лабиринт
  8. геометрические модули
  9. тактильные панно ( кисточки, замки, крутилки)
  10. ковер « Рыбы»
  11. светильник « Пламя»
  12. фонтан
  13. генератор запахов с аромамаслами
  14. гелевые круги
  15. сюжетные картинки
  16. предметные картинки
  17. пазлы
  18. «Ассоциации»
  19. геометрическое лото
  20. музыкальный центр
  21. диски  с музыкой для релаксации
  22. шнуровка
  23. кресло-мешок с наполнителем
  24. первое чтение ( разрезные картинки)

На будущее планируем:

  • повышение квалификации по данному вопросу учителями-предметниками:
  • дальнейшее преобразование некоторых зон школы для безбарьерного доступа для детей-     инвалидов;
  • приобретение оборудования.

В школе проводится ряд мероприятий учителями, классными руководителями, социальными педагогами и психологами, а именно:

  1. выявлены  образовательные потребности детей с ОВЗ;
  2. осуществляется индивидуальное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  3. созданы условия для  освоения детям с ОВЗ основной образовательной программы;
  4. обеспечили интеграцию детей с ОВЗ в  учреждении;
  5. педагоги сориентированы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ;
  6. родители информированы  о создании  безбарьерной среды в учреждении для детей с ОВЗ.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума и выполнение его рекомендаций; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В  работе используются  следующие формы:

  1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  2. проведение  совещаний при директоре, педагогических советов, психологических семинаров;
  3. ведение карт наблюдений динамики развития учащегося;
  4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  5. разработка методических  рекомендаций учителю;
  6. диагностика, коррекция, профилактика;
  7. обследование школьников  по запросу родителей;
  8. оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует нормативным актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.

 На психолого–педагогическом семинаре учителям даны:

  1. Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
  2. Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

На родительском собрании и в личной беседе психологом школы даны:

Индивидуальные рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ