успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям;
создание условий для комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, должны быть сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Естественно, родители озабочены главным вопросом: готов ли их ребёнок к успешному вхождению в учебную деятельность.
Что же входит в понятие готовности к школьному обучению?
Это, прежде всего мотивационная готовность.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, положительно воспринимать образ школы. Проблема заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, либо чрезмерно негативно — школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего негативное отношение к школе формируется в трех случаях:
Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Всё, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение.
Поэтому чаще рассказывайте ребёнку о школе. Дети должны знать, сколько дней и часов будут находиться в школе, кто будет заботиться о них после школы.
Ребенок может волноваться и интересоваться подробностями, чтобы справиться со стрессом.
Выражайте позитивное отношение к школе. Если родители исполнены энтузиазма по поводу школьной жизни, то ребенок, скорее всего, будет ждать ее с оптимизмом. Расскажите детям о своей школьной жизни, о любимых учителях, покажите фотографии. Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
Совет родителям: Не запугивать ребёнка школой!
Наряду с этим должна быть сформирована социальная позиция школьника.
Ребёнок должен уметь взаимодействовать со своими сверстниками
Выполнять требования учителя.
Контролировать своё поведение.
А самое главное — у ребёнка должна быть хорошая интеллектуальная готовность.
Важной стороной интеллектуальной готовности является развитие речи.
Все новые сведения в школе ребёнок усваивает с помощью слов, с помощью слов он выражает свои мысли. Часто речь детей неразборчива, непонятна.
Как этого избежать?
Ребёнок воспринимает родной язык от взрослых, от них во многом, зависит, как он будет говорить.
Если в доме звучит правильная, чёткая речь, ребёнок быстрее научится говорить правильно.
Не следует упрощать слова, вещи следует называть своими именами.
Чаще читайте ребёнку сказки.
Вместе сочиняйте.
Пусть составляет рассказы по картинке.
Учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. «Черный» — кидаете вы ему мяч, «белый» — бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное — несъедобное, одушевленное — неодушевленное.
Часто родители задают вопросы, связанные с обучением чтению в дошкольном возрасте.
В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок, идущий в школу, не обязан уметь. Ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что не читающему ребёнку гораздо сложнее успевать за темпом обучения и он может чувствовать себя неуютно в среде читающих сверстников, т. к. почти все современные дети в большей или меньшей степени к 1-му классу уже умеют читать.
Несомненно, сформированный навык чтения повышает уровень готовности детей, но только при условии, что само чтение изначально является слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя.
Может возникнуть вопрос: для чего же тогда обучение по букварю (букварный период)?
В букварный период идёт большая работа не только по обучению чтению. Ведётся огромная работа над звуко — буквенным составом слова, развивается фонематический слух (который определяется по умению выделять звук в начале, середине, конце слова), большое внимание уделяется развитию речи. Вся эта работа направлена на формирование навыка грамотного письма.
Развитие памяти, внимания, воображения – залог успешной учебной деятельности, готовности ребёнка к постоянным умственным нагрузкам.Развитию этих психических процессов способствуют следующие упражнения:
найди несколько отличий между двумя, казалось бы, похожими картинками,
продолжи начатую закономерность,
соедини точки по порядку и посмотри, что получилось,
определи, что лишнее (предметы мебели и 1 предмет одежды или птицы и бабочка),
упражнение «лабиринт», когда надо найти выход или проследить за движением героя не только прочертив дорожку на бумаге, а, не используя карандаш проследить глазами и найти выход.
выполни задание по предложенному образцу,
скопируй в точности узор,
упражнения на развитие умения классифицировать, обобщать, сравнивать,
разучивание стихов.
Все эти задания можно найти в сборниках по подготовке детей к школе.
Для развития памяти можно использовать следующие задания:
произнести набор из 10 известных слов и попросить ребёнка повторить,
сложить из палочек фигуру, дать ребёнку её рассмотреть, а потом попросить сложить такую же,
положить 10 предметов, рассмотреть их, потом, когда ребёнок отвернулся, убрать. Попросить назвать, какого предмета не хватает.
Очень важен для школы уровень развития мелкой моторики руки: координации движений пальцев, кисти руки, а так же умение правильно видеть фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой формой и величиной фигуры, которую нужно скопировать (перерисовать)
Обратите внимание на то, как ваш ребёнок может скопировать фигуру, на точность копирования – величину, соотношение штрихов, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, то необходимы специальные занятия.
Развитию мелкой моторики руки способствуют:
рисование карандашами,
штриховка,
лепка,
вырезание из бумаги,
нанизывание бусинок,
конструирование.
В быту эти навыки хорошо развиваются при:
застегивании и расстёгивании пуговиц, молний,
завязывании и развязывании узелков, шнурков.
Уже давно было доказано, что все упражнения, которые способствую развитию мелкой моторики, способствуют и развитию речи.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок до школы: умеет ли он убрать свои игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, может ли за столом вести себя «как следует». Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.
Назову тот минимум, который должны знать дети:
Ориентироваться в пространстве (справа, слева, сзади, впереди, слева, справа, над, под и т. д.). Соединять понятия «вверху – справа».
Различать и правильно называть основные геометрические фигуры.
Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
Знать домашний адрес, называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, где и кем они работают.
Знать название своего родного города, страны
Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
10.Знать о сезонных изменениях в природе.
11.Отличать животных, птиц, насекомых, рыб.
Процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным. Бывает так, что в конце лета родители начинают заваливать ребёнка разными подготовительными заданиями. Родители сами сидят с ним по нескольку часов – а в результате получается, что ребёнок просто не в состоянии воспринять такой поток информации и к школе формируется стойкое отвращение. Чтобы ваши усилия были эффективны, воспользуйтесь следующими советами:
Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое – то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более лёгкий вариант.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие возможности ребёнка.
В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, трудолюбие. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком. Свои разногласия по поводу воспитания решайте без него.
Может создаться впечатление, что школа – это что-то очень сложное и требует постоянной помощи. Не совсем так. Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать. У детей впереди долгий путь, трудный путь. Что-то может не получаться и придётся приложить усилия. Но если относиться к этому спокойно, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть.
Успехов вам, больше веры в себя и своего ребёнка!
Проблемы, возникающие при поступлении детей в школу.
Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок. А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители. Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, — помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий, чтобы предупредить возможные проблемы. И результат порадует вас, уважаемые родители.
Школьная незрелость ребёнка. (освещена психологом). Поведение ребёнка должно соответствовать предъявляемым требованиям. Трудно приходится тем детям, у которых не выработано умение владеть собой.
Проблемы здоровья. Каждый второй ребёнок жалуется на боли в животе во время уроков. Учитель отрывается от учебной деятельности, чтобы организовать помощь ребёнку. В результате весь класс оторван от занятия. Поэтому за год до школы дети должны пройти обязательное медицинское обследование и соответствующее лечение.
Логопедические проблемы. Очень важно вовремя выявить и исправить дефекты речи. Они мешают общению с одноклассниками, провоцируют неуспеваемость, особенно по русскому языку и чтению.
Дисциплина родителей. Вся жизнь складывается из мелочей. Любой перекос в сторону расширения обязанностей или прав чреват неприятными последствиями. Перегнёте палку с обязанностями – лишите ребёнка детства. А увлечётесь расширением прав – дети вырастут капризными и своевольными. Воспитание – это передача своего опыта, своего образа жизни детям. Поэтому, родители должны быть эталоном поведения, дисциплины для своего ребёнка.
Навыки самообслуживания. Зачастую дети не умеют застёгивать пуговицы, шнуровать обувь, пользоваться носовым платком. Представьте, сколько уходит времени, чтобы переодеться на урок физкультуры или сходить на прогулку между уроками! Учителю приходится каждого второго ученика одевать, а остальные в это время создают шум, мешают вести уроки в соседних классах. Другие учителя делают замечания. Создаётся нервная обстановка. Учитель находится в сильнейшем напряжении, что снижает положительный уровень общения с учащимися. Задача родителей – научить ребёнка обслуживать себя.
Навыки самоорганизации рабочего места. Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение задания будет сопровождаться поисками нужной вещи – трудно рассчитывать на хорошую успеваемость. Потратьте время на то, чтобы научить ребёнка правильно располагать предметы на столе, после занятий следует навести порядок.
Интеллектуально развитый (развитые в соответствии с возрастом познавательные психические функции – внимание, память, мышление, воображение, восприятие).
Демонстрирует развитую речь и мелкую моторику рук.
Обладает развитыми коммуникативными способностями (умением слушать, выражать свои мысли, желанием общаться со взрослыми и сверстниками, знанием норм и правил общения).
Обладает развитой эмоционально-волевой сферой (умениями организовывать и доводить до конца свою деятельность, подчиняться требованиям, признавать свои ошибки, сдерживать эмоции, планировать собственные действия)