ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Воротынская средняя школа
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования Системы управления охраной труда (далее — СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в школе (далее – Учреждении).
1.2. Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) разработано в соответствии с ТК РФ, Законом Нижегородской области от 03.02. 2010 №9-З «Об охране труда в Нижегородской области», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007г. №169-ст, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.
1.3. Действие СУОТ распространяется на всех работников, должностных лиц и является нормативным документом прямого действия.
1.4. СУОТ устанавливает форму участия работников в управлении охраной труда, их обязанности и ответственность, функциональные обязанности Работодателя (его представителя), других должностных лиц и их взаимодействие.
1.5. Внедрение и соблюдение настоящей СУОТ обеспечивают первые руководители на всех ступенях управления деятельностью в ОУ.
1.6. Объектом управления в Учреждении являются условия и безопасность труда, а точнее, управление этими факторами в сторону положительного их воздействия на работающих, учащихся и нейтрализации негативных факторов.
Раздел 2. Политика и принципы функционирования системы управления охраной труда в Учреждении
- Основными направлениями политики Учреждения в области охраны труда являются:
— признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников
по отношению к результатам деятельности Учреждения;
— информирование работников об условиях и охране труда на рабочем месте и в целом в Учреждении;
— осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
— защита интересов работников пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
— координация деятельности в области охраны труда.
2.2. Основными принципами эффективного управления охраной труда в Учреждении являются:
— целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование;
— профилактическая направленность деятельности охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
— чёткое разграничение задач, функций (обязанностей), прав и ответственности между работниками и должностными лицами;
— неукоснительное исполнение требований органов государственного надзора и контроля в области охраны труда, действующих на территории района, и органов, осуществляющих управление охраной труда, предъявляемых в пределах их полномочий к работодателю и работникам;
— компетентность, профессиональная грамотность работников, психологическая установка на выполнение требований охраны труда;
— моральное и материальное стимулирование работы по повышению уровня охраны труда, а в случае нарушений, упущений, самонадеянности — наложение административной, материальной или уголовной ответственности.
Раздел 3. Цель и основные задачи системы управления охраной труда
- Цель СУОТ заключается в обеспечении безопасных и нормальных условий труда для работников и учащихся на всех стадиях образовательного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм и требований охраны труда, но и предупреждение возможности их возникновения.
- Задачи, решаемые при применении СУОТ:
— установление определённых функций и обязанностей по охране труда для всех участников образовательного процесса (руководителей, специалистов, служащих, рабочих);
— планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учёт, анализ и оценка проводимой работы;
— организация подготовки персонала (обучение работников методам и приёмам безопасного производства работ, проверка знаний, аттестация, стажировка, инструктаж);
— организация пропаганды требований нормативов и передового опыта по охране труда среди персонала;
— обеспечение безопасности трудового процесса и оборудования;
— обеспечение безопасности учебного оборудования, приборов и приспособлений;
— приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами;
— создание для работников Учреждения благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха;
— организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического медицинского обслуживания работников;
— обеспечение работников средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
— нормотворческая деятельность, организация обеспечения работников нормативными материалами по охране труда;
— информационное обеспечение в сфере охраны труда;
— организация внутришкольного контроля за соблюдением требований охраны труда в процессе образовательной деятельности;
— стимулирование работы по обеспечению безопасности трудового процесса, снижению производственного травматизма и профзаболеваемости, соблюдения работающими нормативов по безопасности труда;
— анализ результатов деятельности по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости; разработка на основе анализа соответствующих мероприятий;
— применение различных форм воздействия на субъекты и объекты управления.
Раздел 4. Термины и определения.
Специальная оценка условий труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Методы управления СУОТ – система способов воздействия субъекта управления (руководителя) на объект управления для достижения результата.
Несоответствие — невыполнение требования.
Объект управления СУОТ – организация работ по обеспечению охраны труда.
Опасная ситуация (инцидент) — ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на работающего (работающих) опасных и вредных производственных факторов.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Риск — сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.
Система управления охраной труда — набор взаимосвязанных взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Раздел 5. Функциональные обязанности должностных лиц
Учреждения по охране труда
Обязанности должностных лиц по охране труда разрабатываются с учетом структуры и штатов Учреждения, должностных обязанностей, особенностей производства, требований квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и других работников и тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, федеральных и отраслевых стандартов, правил и инструкций и других действующих нормативных актов.
5.1. Обязанности руководителя Учреждения
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 ТК РФ).
Руководитель обязан обеспечить:
5.1.1. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
5.1.2. Применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке о техническом регулировании средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
5.1.3. Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
5.1.4. Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
5.1.5. Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке о техническом регулировании. В соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
5.1.6. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
5.1.7. Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
5.1.8. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
5.1.9. Проведение специальной оценке условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
5.1.10. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
5.1.11. Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
5.1.12. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
5.1.13. Предоставление уполномоченным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Нижегородской области в области охраны труда, а также профессиональному союзу работников Учреждения информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
5.1.14. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
5.1.15. Расследование, извещение и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном действующим законодательством.
5.1.16. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
5.1.17. Беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.1.18. Выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки.
5.1.19. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.1.20. Ознакомление работников с требованиями охраны труда.
5.1.21. Утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
5.1.22. Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.
5.2. Обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
5.2.1. Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда.
5.2.2. Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.
5.2.3. Разрешает проведение образовательного процесса учащимися, воспитанниками при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности, и принятых по акту в эксплуатацию.
5.2.4. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.
5.2.5. Определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности.
5.2.6. Осуществляет проверку знаний обучающихся, воспитанников.
5.2.7. Проводит совместно с профкомом административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, наглядных пособий, школьной мебели.
5.2.8. Несет ответственность за выполнение должностной инструкции в части обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5.2.9. Обеспечивает выполнения классными руководителями, воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
5.2.10. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, учащимися.
5.2.11. Несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно-полезного труда учащихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;
5.2.12. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям кружков, спорт. секций, походов, экскурсий, трудовых объединений, общественно полезного, производительного труда и т.п. по вопросам обеспечения охраны труда учащихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж.
5.2.13. Контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне Учреждения с учащимися.
5.2.14. Организует с учащимися и их родителями (лицами их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев.
5.3. Обязанности инженера по организации труда:
5.3.1. Принимает участие в осуществлении административно-общественного контроля за условиями и охраной труда, рассматривает (в соответствии с планом) выполнение запланированных мероприятий, состояние охраны труда в подразделениях, заслушивает ответственных исполнителей и руководителей структурных подразделений, проводит комплексное обследование состояния охраны труда одного из подразделений учреждения.
5.3.2. Организует обеспечение безопасности при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, безопасные условия труда на каждом рабочем месте.
5.3.3. Организует выполнение государственных нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности Учреждения.
5.3.4. Осуществляет проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий.
5.3.5. Организует необходимые экспертизы, аудит, обследования и др. мероприятия специализированными организациями, а также контроль за их проведением.
5.3.6. Организует расследование аварий, пожаров, а также последующий анализ причин возникновения этих событий и устранение этих причин.
5.3.7. Утверждает перечень работ с повышенной опасностью и работ, выполняемых по нарядам-допускам.
5.3.8. Обеспечивает и организует выполнение предписаний государственных контрольно-надзорных органов и предложений общественных органов.
5.3.10. Обеспечивает реализацию мероприятий по специальной оценке условий труда в Учреждении.
5.3.11. Принимает меры по оснащению производственного оборудования и объектов Учреждения техническими средствами безопасности, улучшающих условия труда, повышающих его безопасность.
5.3.12. Выполняет другие функции, определенные руководителем Учреждения.
5.4. Обязанности инженера по охране труда Учреждения
В соответствии со ст.217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, вводится должность инженера по охране труда, имеющего соответствующую подготовку.
Основные задачи инженера по охране труда:
5.4.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
5.4.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Учреждения.
5.4.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
5.4.4. Информирование и консультирование работников Учреждения, в т. ч. ее руководителя, по вопросам охраны труда.
5.4.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Функции инженера по охране труда:
5.4.6. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессионального заболевания.
5.4.7. Организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда и контроль за ее проведением.
5.4.8. Проведение совместно с участием уполномоченного лица по охране труда, профсоюза или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояние санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда.
5.4.9. Согласование разрабатываемой в Учреждении документации в части охраны труда.
5.4.10. Разработка планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
5.4.11. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда.
5.4.12. Участие в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
5.4.13. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с ТК РФ, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и др. документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасносности, и др.), в соответствии с установленными сроками.
5.4.13. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональными заболеваниями.
5.4.14. Составление отчетности по охране и условиям труда.
5.4.15. Разработка программ обучения по охране труда работников Учреждения; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в т.ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на практику.
5.4.16. Организация своевременного обучения по охране труда работников Учреждения и участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
5.4.17. Участие в разработке и пересмотре инструкций по охране труда.
5.4.18. Организация совещаний по охране труда.
5.4.19. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов по охране труда РФ и Нижегородской области, коллективного договора, соглашения по охране труда учреждения.
5.4.20. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю Учреждения по устранению выявленных недостатков.
5.4.21. Осуществление контроля за:
— соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда РФ и Нижегородской области, коллективного договора, соглашения по охране труда, др. локальных нормативных правовых актов Учреждения;
— обеспечением и правильным применением СИЗ;
— соблюдением установленных требований при расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
— выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимися вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятие мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, др. мероприятий по созданию безопасных условий труда;
— наличием инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
— проведением специальной оценке условий труда;
— своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
— организацией выдачи и хранения СИЗ;
— санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов и др. помещений;
— организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
— правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Права инженера по охране труда:
Инженер по охране труда имеет право:
5.4.1. Беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения Учреждения, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
5.4.2. Предъявлять руководителю Учреждения, др. должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
5.4.3. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных СИЗ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
5.4.4. Представительствовать по поручению руководителя Учреждения в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
5.5. Обязанности работника в области охраны труда.
Обязанности работника в области охраны труда определены статьей 214 ТК РФ.
Работник обязан:
5.5.1. Соблюдать требования охраны труда.
5.5.2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
5.5.3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
5.5.4. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
5.5.5. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Раздел 6. Планирование работы по охране труда
6.1. Цель планирования работы по охране труда состоит в определении приоритетных направлений, сроков, этапов и способов реализации требований действующего законодательства об охране труда.
6.2. Планирование работы по охране труда строится на основе принципов:
— социальное партнерство работодателя и работника;
— взаимосвязанность планов по охране труда с производственными планами;
— приоритетность ведущего направления среди планируемых мероприятий, рациональное распределение материальных, финансовых трудовых ресурсов;
— непрерывность, т.е. непрерывно должен осуществляться анализ, периодически уточняться цели и задачи.
6.3. При установлении и анализе целей и задач по охране труда необходимо учитывать:
— государственные нормативные требования охраны труда;
— важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, финансовые, эксплуатационные и др. особенности хозяйственной деятельности организации;
— ресурсные возможности;
— политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случае на производстве и проф. заболеваний.
6.4. Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные учета, отчетности, оценки риска, материалы проверок и пр. Среди них:
— результаты специальной оценке условий труда и всех видов производственного и административно-общественного контроля;
— статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности пострадавших от несчастных случаев на производстве и затрат на мероприятия по охране труда;
— организационно-распорядительные документы учреждения.
6.5. Планирование по охране труда проводится с учетом следующих показателей:
— численность работающих, которым предусматривается приведение условий труда в соответствии с требованиями и нормами охраны труда;
— сокращение количества занятых на работах с вредными условиями труда и на тяжелых физических работах;
— состояние зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту.
6.6. Формы планирования работ по охране труда.
Планирование по охране труда по срокам действий подразделяется: на перспективное (программы улучшения условий и охраны труда в организации), годовое (мероприятия коллективного договора (соглашения) по охране труда), план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценке условий труда и оперативное (для реализации мероприятий коллективного договора).
6.7. Руководитель определяет и документально оформляет программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:
— подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
— определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности;
— совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
— выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический мед. осмотр.
6.8. Программа улучшения условий и охраны труда должна регулярно пересматриваться с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности учреждения, изменения оказываемых услуг или условий функционирования.
6.9. При разработке мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора необходимо руководствоваться постановлением Министерства труда РФ от 27.02.1995г.
№ 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда», которым утверждена рекомендуемая форма соглашения по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.
6.10. Характерными являются следующие мероприятия:
— приведение рабочих мест по условиям труда в соответствие с нормами и требованиями законодательства об охране труда;
— санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение.
6.11. Разработке мероприятий по охране труда коллективного договора предшествует анализ результатов специальной оценке условий труда.
6.12. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда учреждения независимо от организационно-правовых норм осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат услуги.
6.13. Контроль за выполнением мероприятий коллективного договора, касающихся охраны труда, возлагается на специалиста по охране труда и комиссию по охране труда.
6.14. При разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценке условий труда необходимо руководствоваться Федеральным Законом РФ от 28.12.2013г. №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда».
План должен предусматривать мероприятия по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда.
В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с государственными требованиями охраны труда.
Раздел 7. Организация контроля за состоянием условий и охраны труда
в Учреждении
7.1. В Учреждении должна быть создана эффективная система контроля за состоянием условий и охраны труда.
7.2. Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
7.3. Учреждение должно устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
— проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
— регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и др. свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
— обследования состояния здоровья работников.
7.4. Учреждение должно располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и проверку этих средств.
7.5. Запись о проведенных поверках нужно регистрировать и сохранять.
7.6. В учреждении должен быть организован контроль за состоянием охраны труда, что является одним из главных элементов СУОТ, и направлен на:
— проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
— выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
— выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований охраны труда;
— принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты специальной оценке условий труда, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
7.7. Основными видами контроля являются:
— административно-общественный контроль;
— ведомственный контроль;
— государственный контроль;
— общественный контроль.
Дополнительными и обязательными видами контроля являются:
— производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-профилактических мероприятий (учитывается в СУОТ в части, касающейся контроля условий труда на рабочих местах).
7.8. Административно-общественный контроль.
1-я ступень. Осуществляют заведующие кабинетами, мастерскими, спортивным залом, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала занятий проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля 1 ступени.
2 ступень. Осуществляют заместители руководителя образовательного Учреждения, инженер по организации труда, инженер по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю Учреждения.
3 ступень. Осуществляют руководитель Учреждения совместно с председателем профкома, которые один раз в полугодие изучают материалы 2-ой ступени контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и профкома ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя Учреждения.
4 ступень. Осуществляет комиссия по приемке образовательного учреждения к новому учебному году.
7.9. Ведомственный контроль.
Осуществляется министерством образования Нижегородской области:
— при проведении комплексных проверок образовательных учреждений Нижегородской области;
— при проведении целевых проверок состояния и условий охраны труда, проводимых в соответствии с планом работ министерства образования Нижегородской области;
— при проведении специальных проверок, организуемых по указанию вышестоящих органов, органов надзора и контроля;
— по заявлению работников образовательных учреждений Нижегородской области.
По результатам проверки оформляется акт и издается приказ о результатах проверки. Итоги проверки рассматриваются на совещании с руководителем учреждения.
7.10. Государственный надзор и контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет:
— федеральная инспекция труда (ст.352 – 364 ТК РФ);
— государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ);
-государственный санитарно-эпидемиологический контроль (ст. 369 ТК РФ).
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением требований охраны труда в Учреждениях образования Нижегородской области осуществляют федеральные исполнительной власти, органы исполнительной власти Нижегородской области, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами Нижегородской области.
7.11. Общественный контроль.
7.11.1. Общественный контроль за соблюдением руководителями учреждений требований охраны труда, выполнением ими условий коллективного договора, соглашений в сфере охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда, которые в этих целях могут избрать уполномоченных лиц по охране труда.
7.11.2. Руководители обязаны в недельный срок со дня получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).
7.11.3. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда в учреждении избираются уполномоченные лица по охране труда.
7.11.4. Организация работы уполномоченных по охране труда осуществляется на основании Рекомендаций по организации работы уполномоченного лица, утвержденных постановлением Минтруда России от 08.04. 1994г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», Типового положения об уполномоченном лице по охране труда, утвержденного постановлением Исполнительного Комитета Федерации Независимых Профсоюзов России от 26.09.2007 г. №4-6. «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»
7.11.5. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, Положением об уполномоченном лице по охране труда, коллективным договором, локальными нормативными актами по охране труда.
7.11.6. Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с должностными лицами учреждения, специалистом по охране труда, комиссией по охране труда, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
7.11.7. Руководитель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.
Раздел 8. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью
и другими средствами индивидуальной защиты
8.1. В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в условиях, связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдается прошедшая обязательную сертификацию или декларирование соответствия спец. одежда, спец. обувь и другие СИЗ, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
8.2. В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ.
8.3. В решении вопросов обеспечения работников СИЗ необходимо руководствоваться:
— ТК РФ;
— приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и др. СИЗ»;
— типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спец. одежды, спец. обуви и др. СИЗ;
— Федеральным законом РФ от 28.12.2013г. №426 «О специальной оценке условий труда»;
— межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда;
— налоговым кодексом РФ, часть II (глава 25, ст.254).
8.4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
8.5. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
8.6. Предоставление работникам СИЗ осуществляется на основании результатов специальной оценке условий труда и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спец.одежды, спец.обуви и других СИЗ.
8.7. Руководитель имеет право с учетом мнения профкома заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичными, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
8.8. Руководитель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора руководитель должен ознакомить работников с Межотраслевыми правилами обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и др. СИЗ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» , а также с соответствующими его должности типовыми нормами выдачи СИЗ.
8.9. Порядок выдачи и применения СИЗ.
8.9.1. Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.
8.9.2. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой работы.
8.9.3. Руководитель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
8.9.4. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи им работникам.
8.9.5. Выдача работникам и сдача ими СИЗ должна фиксироваться записью в Личной карточке учета выдачи СИЗ (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г №290н).
8.9.6. В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, предохранительный пояс, диэлектрический коврик, диэлектрические перчатки, защитные очки не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со срокам носки «до износа» или как дежурные на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.
8.9.7. Дежурные СИЗ общего пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.
8.9.8. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, могут быть использованы по назначению после проведения мероприятий по уходу (стирке, чистке и т.д.).
8.9.9. Работодатель обязан обеспечить обязательность применения работниками СИЗ,
Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
8.9.10.Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (не исправности) СИЗ.
8.10. Порядок организации хранения СИЗ и ухода за ними.
8.10.1. Учреждение за счет собственных средств обязано организовать надлежащий уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять стирку, дезинфекцию. В этих целях руководитель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.
8.10.2. Выбор СИЗ осуществляется с учетом характера производства, условий труда, особенностей выполняемых работ.
8.10.3. При выборе СИЗ необходимо учитывать:
а) степень и продолжительность контакта работающих с опасными и вредными производственными факторами;
б) величину физических нагрузок при выполнении производственных операций.
8.10.4. При выборе СИЗ необходимо тщательное обследование условий труда, в частности при специальной оценке условий труда.
8.10.5. Для правильного и грамотного выбора СИЗ применительно к конкретным условиям следует пользоваться ГОСТами и ТУ, в которых проводятся их основные технические, защитные и эксплуатационные характеристики.
8.10.6. На каждую партию СИЗ должен быть сертификат соответствия с указанием:
— наименования товара;
— страны и фирмы- изготовителя;
— области применения;
— правил ухода и безопасного применения;
— основных потребительских характеристик;
— даты изготовления;
— срока годности;
— обозначения нормативной документации (ГОСТ, ТУ);
— адреса изготовителя и продавца.
8.10.7. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель должен в соответствие с
требованиями СНиП выделить специально оборудованные помещения.
8.10.8. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля, за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя.
Раздел 9. Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).
9.1. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (ст. 212 ТК РФ).
9.2. Специальная оценка проводится в соответствии с Порядком проведения специальной оценки условий труда, утвержденным Федеральным Законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
9.3. СОУТ подлежат все имеющиеся в организации места. Сроки проведения СОУТ в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно проходит специальную оценку не реже одного раза в 5 лет. Документы по СОУТ должны храниться в течение 45 лет.
9.4. Проведение специальной оценки условий труда осуществляется в 3 этапа:
1 этап: Подготовка к проведению СОУТ;
2 этап: Проведение СОУТ;
3 этап: Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах и оформление результатов.
9.5. Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде пакета документов, содержащих:
— приказ о проведении СОУТ и привлечения к этой работе аттестующей организации;
— перечень рабочих мест организации, подлежащих специальной оценке, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
— копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией;
— карты специальной оценке условий труда;
— сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их оценки;
— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
— приказ о завершении СОУТ и утверждение ее результатов.
9.5.1. По итогам СОУТ определяются рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются компенсации, предусмотренные ТК РФ, устанавливается возможность использования на данном рабочем месте труда женщин и лиц моложе 18 лет.
9.5.2. На основе результатов специальной оценки проводится ознакомление каждого работника с условиями труда на его рабочем месте посредством подписания карты рабочего места. Результаты СОУТ используются в целях:
— обеспечения контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными СИЗ;
— оценки, контроля и управления профессиональными рисками;
— предоставления работникам достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, полагающихся гарантиях и компенсациях;
— организации проведения мед. осмотров;
— принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников;
— обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации;
— последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда и др.
9.5.3. После проведения СОУТ руководитель учреждения направляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны в государственную инспекцию труда в Нижегородской области.
Раздел 10. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований
охраны труда работников образовательного учреждения
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников Учреждения проводится в соответствии со ст. 225 ТК РФ, постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», требованиями ГОСТа 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда».
10.1. Инструктажи по охране труда.
10.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, руководитель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
10.1.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в Учреждение работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, учащиеся, проходящие в Учреждении производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности Учреждения, проходят вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда.
10.1.3. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности Учреждения и утвержденной руководителем.
10.1.4. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
10.1.5. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
10.1.6. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах учреждения, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
10.1.7. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж
10.1.8. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей.
10.1.9. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы по программе, утвержденной руководителем Учреждения.
10.1.10. Повторный инструктаж проходят не реже одного раза в 6 месяцев по программе, разработанной для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
10.1.11. Внеплановый инструктаж проводится:
— при ведении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, а также инструкций по охране труда;
— при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий;
— по решению руководителя.
10.1.12. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при проведении массовых мероприятий в Учреждении.
10.2. Обучение руководителей и специалистов.
Обучение по охране труда проходят:
— руководители Учреждения, заместители руководителя, инженер по охране труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по программе, разработанной учебными центрами, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы.
10.3. Проверка знаний требований охраны труда в Учреждении.
10.3.1. Руководители и специалисты Учреждения проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 3 года.
10.3.2. Для проведения проверки знаний требований охраны труда педагогических работников и сотрудников Учреждения приказом руководителя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3-х человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
10.3.3. Проверка знаний требований охраны труда работников Учреждения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований, которые входят в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
10.3.4. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников Учреждения оформляются протоколом.
Раздел 11. Комиссия по охране труда
11.1. В соответствии со статьей 218 ТК РФ, с Законом Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-З «Об охране труда в Нижегородской области» создается комиссия по охране труда. Типовое положение о комиссии по охране труда утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2014г. № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
11.2. Комиссия по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, а также проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.
11.3. Комиссия является составной частью системы управления охраной труда Учреждения, а также одной из форм участия работников в управлении в области охраны труда.
11.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
11.5. Положение о комиссии утверждается приказом руководителя с учетом мнения профсоюзного органа.
11.6. Задачами Комиссии являются:
— разработка на основе предложений членов комиссии совместных действий работодателя, профсоюзов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, проф. заболеваний;
— организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и проф. заболеваний;
— информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
11.7. Функциями комиссии являются:
— рассмотрение предложений работодателя, работников, профсоюза для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда;
— оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда;
— участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в Учреждении, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;
— информирование работников Учреждения о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, проф. заболеваний;
— доведение до сведения работников результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
— информирование работников учреждения о действующих нормативах по обеспечению смывающими средствами, сертифицированными СИЗ, правильности их применения;
— содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических мед. осмотров;
— участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в Учреждении, обязательного соц. страхования от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств учреждения и фонда соц. страхования, направляемых на предупредительные меры по сокращению травматизма;
— рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзу.
11.8. Для осуществления возложенных функций комиссии предоставляются следующие права
— получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и проф. заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите то них:
— заслушивать на заседаниях комиссии сообщения работодателя и др. работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
— участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам, находящимся в компетенции комиссии;
— содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда компенсаций.
11.9. В состав комиссии входят представители администрации, профсоюза, трудового коллектива. Состав комиссии утверждается приказом руководителя Учреждения.
11.10. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствие с планом работы.
Раздел 12. Нормативно- методическое обеспечение охраны труда
12.1. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
12.2. Система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определена ст. 211 ТК РФ, постановлением Правительства РФ от 22.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Раздел 13. Порядок разработки и утверждение инструкций
по охране труда
13.1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организации, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий.
13.2. Требования по охране труда излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы (постановление Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Министерством труда России от 13.05.2004г.».
13.3. Разрабатываемые инструкции по охране труда являются локальными нормативными актами, устанавливающими требования охраны труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории Учреждения и в иных местах, где производятся эти работы.
13.4. Инструкции по охране труда (в соответствии с утвержденным Перечнем) разрабатываются как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ на основе типовых инструкций, а также с учетом конкретных условий, с обобщением требований стандартов, норм и правил.
13.5. Инструкция согласовывается с профкомом, утверждается руководителем Учреждения. Каждая инструкция имеет свой регистрационный номер.
13.6. Инструкция по охране труда для работника должна содержать разделы:
— общие требования охраны труда;
— требования охраны труда перед началом работы;
— требования охраны труда во время работы;
— требования охраны труда в аварийных ситуациях;
— требования охраны труда по окончании работы.
13.7. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
13.8. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.
13.9. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Раздел 14. Организация и производство работ повышенной опасности
15.1. Работы с повышенной опасностью – работы, до начала выполнения которых необходимо провести ряд обязательных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работников при выполнении этих работ.
15.2. На проведение работ с повышенной опасностью оформляется наряд-допуск.
15.3. Учреждение на основании соответствующих нормативных актов и с учетом специфики своей производственной деятельности разрабатывает перечень работ с повышенной опасностью, на проведение которых требуется наряд-допуск, а также положение (инструкция) о порядке организации и проведении работ с повышенной опасностью.
15.4. Типовой перечень работ повышенной опасности и работ, на проведение которых требуется наряд-допуск, включает в себя:
— работы, выполняемые в замкнутых и труднодоступных пространствах (колодцы, закрытые емкости и т.д.);
— верхолазные и работы на высоте, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2м от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;
— работы по эксплуатации электроустановок;
— строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, выполняемые собственными силами или силами подрядной организации;
— другие работы, которые руководитель посчитает целесообразным отнести к опасным (работы, для которых не разработаны соответствующие инструкции по охране труда, работы, выполняемые в условиях, отличных от нормальных и пр.).
15.5. В каждом отдельном случае перечень работ повышенной опасности может быть пересмотрен и вновь утвержден руководителем.
15.6. К выполнению работ повышенной опасности допускаются лица, имеющие специальность и квалификацию, соответствующую характеру проводимых работ, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование.
15.7. Приказом по учреждению должны быть утверждены списки.
Раздел 15. Медицинские осмотры работников
15.1. В соответствии со ст.213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры, для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. №302н. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»).
15.2. Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств Учреждения.
15.3. Периодические медицинские осмотры проводятся с целью:
— динамичного наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм проф. заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;
— выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
— своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
15.4. Предварительные и периодические мед. осмотры работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
15.5. Руководитель составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работника. После согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических мед. осмотров.
15.6. Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим мед. осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения мед. осмотров.
Раздел 16. Обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии со ст.212 ТК РФ руководитель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию подлежат все работники Учреждения любой организационно-правовой формы, выполняющие работу на основании трудового договора.
Раздел 17. Расследование, учет и анализ производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости
17.1. Расследование несчастных случаев и проф. заболеваний проводится в соответствии с ТК РФ, постановлением Минтруда России от 24.10.2002г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», постановлением Правительства РФ от 15.12.2000г. №967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.02.05г №160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве», приказа Гособразования СССР от 01.10.1990 №639 «О введение в действие Положения о расследовании и учете несчатсных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР».
17.2. При несчастном случае на производстве руководитель обязан:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в больницу;
— принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью др. лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку;
— немедленно проинформировать о несчастном случае уполномоченные органы;
— принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного и оформлению материалов расследования.
17.3. При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом руководитель учреждения (его представитель) в течение суток обязан сообщить:
— в государственную инспекцию труда в Нижегородской области;
— в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая:
— в министерство образования Нижегородской области;
— работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
— в территориальный орган, соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации, подконтрольных этому органу;
— в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— направить извещение по установленной форме в Нижегородскую областную организацию профсоюза работников образования.
17.4. Для расследования несчастного случая на производстве в Учреждении руководитель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3-х человек. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
17.5. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование группового несчастного случая, тяжелого и со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
17.6. По каждому несчастному случаю, вызвавшему потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть оформляется акт о несчастном случае в 3-х экземплярах. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем учреждения, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
17.7. Руководитель (уполномоченный им представитель) в 3-х дневный срок после утверждения акта о несчастном случае обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом – родственникам погибшего. Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранятся в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая. При страховых случаях 3-ий экземпляр руководитель Учреждения направляет в исполнительный орган страховщика.
17.8. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего руководитель Учреждения обязан направить в государственную инспекцию труда в Нижегородской области информацию о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастного случая.
17.9. Каждый случай профзаболевания подлежит расследованию, которое проводится комиссией Учреждения и органом Роспотребнадзора. Регистрацию и учет профзаболеваний ведут органы Роспотребнадзора и лечебное учреждение.
17.10. Анализ травматизма и профзаболеваний.
Анализ производственного травматизма и профзаболеваний проводится ежеквартально с отражением показателей в динамике:
— количество пострадавших и профбольных;
— удельный вес работающих во вредных условиях;
— причины производственного травматизма и профзаболеваний.
— льготы и компенсации;
— материальные затраты на мероприятия по охране труда.
Обобщенный анализ травматизма по Учреждению проводит инженер по охране труда, данные представляются руководителю Учреждения для принятия решений.
Раздел 18. Стимулирование работников на создание и обеспечение
здоровых и безопасных условий труда
18.1. Стимулирование работы по охране труда должно быть направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных условий труда на каждом рабочем месте Учреждения.
18.2. Стимулирование коллективов, руководителей, работников производится в форме:
— денежных премий;
— выделения санаторно-курортных путевок.
18.3. Рекомендуется применять стимулирование в форме денежных вознаграждений или подарков за выполнение особо важных работ по улучшению условий и охраны труда: высвобождение работников, занятых тяжелым физическим трудом, работающих во вредных и опасных условиях труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение вредности и опасности производства.
18.4. Итоги работы по охране труда в Учреждении подводятся за полугодие и за год, промежуточные показатели работы составляются ежеквартально и обсуждаются в коллективе Учреждения.
18.5. При подведении итогов обобщаются результаты проверок инспектирующих органов и административно-общественного контроля за состоянием охраны труда.
Раздел 19. Организация пропаганды охраны труда
20.1. Формы пропаганды охраны труда устанавливаются в зависимости от конкретных задач и могут быть такими, как проведение совещаний, дней охраны труда, оформление наглядной агитации.
20.2. Совещания (как обязательные мероприятия) должны проводится по результатам проведения комплексных проверок при осуществлении административно-общественного контроля.
20.3. Специалист по охране труда системно доводят до работающих новые положения и требования по охране труда, меры по их выполнению (законодательные и иные нормативные акты).
Раздел 20. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в невыполнении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным законом.