ПИСЬМО
Министерства образования Нижегородской области
от 02.10.2013 №316-01-99-4669/13
В связи с участившимися обращениями граждан по вопросу сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, министерство образования Нижегородской области сообщает следующее.
В соответствии со своими полномочиями Правительство Нижегородской области обеспечивает на территории региона государственные гарантии реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее– Закон об образовании) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В этой связи обращаем ваше внимание на недопущение сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, включая материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности в рамках стандартов. В частности, недопустимо взимание денежных средств на приобретение учебников, игрушек, проведение ремонта, покупку мебели, благоустройство территории, уборку помещений, приобретение музыкальных инструментов, спортинвентаря, компьютеров и других средств обучения.
Решения о необходимости сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на иные нужды должны приниматься коллегиальными органами управления образовательных организаций (родительскими собраниями, родительскими комитетами) без участия представителей образовательных организаций.
Такие сборы могут осуществляться исключительно на добровольных началах, причем оформлять их необходимо в виде пожертвований образовательной организации.
Статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Согласно статье 26 Закона об образовании в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Указом Президента РФ от 31.08.1999 №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» указано на необходимость создания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов, в целях установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды учреждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1999 №1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения.
Также информируем, что согласно части 2 статьи 101 Закона об образовании платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.
В настоящее время завершается общественное обсуждение проекта приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
С целью обеспечения соблюдения действующего законодательства при оказании общеобразовательными организациями платных дополнительных образовательных услуг, а также при организации функционирования муниципальных образовательных организаций, рекомендуем:
— довести до руководителей образовательных организаций информацию о недопустимости сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
— проанализировать практику оказания подведомственными общеобразовательными организациями платных дополнительных образовательных услуг, в случае выявления нарушений – организовать работу по их устранению.
По итогам проведенного анализа просим в срок до 28 октября 2013 года представить в отдел дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области информацию по форме согласно Приложению на адрес электронной почты ins219@yandex.ru с пометкой «Платные образовательные услуги» в теме письма.
Приложение: на 1л. в эл. виде.
Министр С.В. Наумов
Захарова Оксана Михайловна
434 17 79
Приложение к письму министерства образования Нижегородской области
от ________№____________
Информация о нарушениях, допущенных при оказании платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях __________________________________________________________________________ Нижегородской области
муниципальный район (городской округ)
Нарушение |
Количество ОО, допустивших нарушение |
Срок устранения нарушений |
в договорах с потребителями отсутствует перечень (виды) образовательных услуг, порядок их оплаты | ||
на информационном стенде образовательной организации (ОО) отсутствует необходимая информация об оказываемых платных дополнительных образовательных услугах | ||
отсутствует утвержденный учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг | ||
не разработаны и не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин, преподаваемых в рамках платных дополнительных образовательных услуг | ||
устав ОО не регламентирует порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг | ||
на официальном сайте ОО в сети «Интернет» не в полном объеме размещена информация о платных дополнительных образовательных услугах | ||
платные дополнительные образовательные услуги оказываются в рамках соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов | ||
в рамках платных дополнительных образовательных услуг проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся | ||
реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости) | ||
форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг не соответствует Примерной форме договора, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 №2994 (действует до вступления в силу приказа Минобрнауки России «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования») | ||
Иное |
____________________