Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора.
Об истории развития школьных служб примирения (медиации)
Медиация в образовательной сфере в России развивается в форме Школьных служб медиации (примирения). Целью создания таких служб в школах стало оказание помощи несовершеннолетними в ситуациях совершения правонарушений, а также в решении конфликтных ситуаций.
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
Необходимость создания школьных служб медиации (примирения) в 2012 году закреплена Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 и является одним из положений Плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
О юридических основах создания служб примирения (медиации) в школе
Организация школьной службы медиации в осуществляется согласно:
- Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р).
- Приказа министерства образования Нижегородской области от 24.01.17 № 149 «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)».
- Приказа управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области от 27 января 2017г. № 17/1 – ОД О создании служб школьной медиации»
- Приказа МБОУ Воротынской СШ о создании школьной службы примирения (медиации) от 16.02.2017 № 39-ОД
- Положения о службе примирения (медиации) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Воротынская средняя школа ( приказ № 152 — ОД от 15.05.2017)
О цели работы службы медиации:
Развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
О задачах службы медиации:
- Формирование и развитие у участников образовательного процесса культуры поведение в конфликте, ценностей восстановительного подхода;
- Внедрение опыта использования восстановительных методов в сложившуюся в образовательной организации систему воспитания;
- Проведение примирительных программ при разрешении конфликтов и споров, возникающих среди участников образовательных отношений.
О педагогах, владеющих технологией медиаци
В 2017 -2018 учебном году предусмотрена курсовая подготовка педагога — психолога Кленковой Ксении Владимировны.
О принципах работы медиатора
- Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны;
- Он организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности;
- Медиатор беспристрастен к обеим сторонам и нейтрально относится к обеим сторонам;
- Медиатор гарантирует конфиденциальность доверенной ему информации;
- Медиатор не навязывает сторонам решений, не судит, не обвиняет, помогает договориться;
- Медиатор организует встречу при добровольном согласии обеих сторон.
О преимуществах обращения в службу
- Конфликтная ситуация разрешается в интересах обеих сторон (нет выигравших/проигравших);
- Стороны сами выбирают стратегию разрешения спор;
- Стороны могут общаться дальше без негатива;
- Стороны выполняют взятые на себя обязательства, т.к. взяли их на себя добровольно;
- Встреча проводится только по согласию обеих сторон;
- В будущем конфликт повторяется крайне редко.
О ситуациях, в которых служба может оказать помощь
- Конфликт (спор) между сверстниками, друзьями;
- Претензии, непонимание среди учащихся.